суббота, 24 сентября 2011 г.

Учебная поездка дизайн-менеджеров БВШД в Лондон

В марте этого года студентами курса дизайн-менеджмента Британской Высшей Школы Дизайна во главе с куратором Марией Сташенко была организована поездка в Лондон - одну из мировых столиц дизайна. Мы хотели узнать из первых рук секреты управления дизайн-процессами, методики исследований, а также варианты применения дизайн-мышления в работе лондонских брендинговых, креативных и исследовательских компаний. В общем, почерпнуть опыт западных коллег и сравнить его с теми знаниями, что нам дают в Британке.


Blue Marlin (ВМ) было первым агентством, которое мы посетили. Это сетевая компания с пятью офисами по всему миру. Позиционируется как одна дружная семья, противопоставляя себе большие безличные компании. Преимущество такого подхода, по словам сотрудников, в том, что все члены команды хорошо знают друг друга, работая в сплоченном коллективе единомышленников, идущем к единой, неизменной цели: созданию успешных брендов. Маленький размер агентства также помогает выстроить с клиентами более личные отношения, что позволяет лучше понимать их задачи.

Туманным утром, немного поплутав, мы прибыли в офис агентства, где нас встретила наша русскоязычная коллега Ника и проводила в переговорную комнату. Презентацию вел исполнительный директор студии Саймон Джонс (Simon Jones).

Саймон на примере нескольких кейсов рассказал нам, как построен дизайн-процесс в их агентстве, а также показал и даже дал потрогать руками готовые результаты их работы.

Например, в прошлом году в ВМ обратилась группа компаний GlaxoSmithKline с брендом Sensodyne, зубной пастой для людей с чувствительными зубами.

Проблем, с которыми компания обратилась в агентство, было несколько. Из-за неполной преемственности упаковки в разных странах происходило размытие образа бренда Sensodyne. Даже упаковки обычной пасты и премиального суб-бренда были выполнены в разных стилях. К тому же, рост конкуренции в нише зубных паст для людей с чувствительными зубами и устаревший дизайн упаковки способствовали ухудшению позиции бренда Sensodyne. Требовалось усилить глобальную идентификацию бренда и отстроиться от конкурентов на полках.

Процесс начался с глобального дизайн-аудита упаковок в заданной категории. Собранные во всех сегментах упаковки буквально разобрали на кусочки, выделив ключевые элементы дизайна, которые влияют на чувства и ассоциации потребителей. Далее был проведен визуальный анализ полки с конкурентами, подобраны цвета, которые бы выгодно выделяли упаковку Sensodyne среди других упаковок, составлена обновленная пирамида бренда. Закончил Саймон наше знакомство с проектом, передав нам уже готовые упаковки пасты, чтобы мы могли оценить результат проведенной агентством работы. Особенно нас впечатлила упаковка премиального суб-бренда Sensodyne , где был применен инновационный метод 3D-печати.
Вторым интересным проектом, с которым нас познакомили, было создание премиального бренда ISKLAR - минеральной воды из ледников Норвегии, победителя различных фестивалей (такая цель была изначально заявлена в брифе!).

В ходе работы агентство черпало вдохновение для главной идеи бренда в удивительной красоте ледников - источников минеральной воды, и в скандинавских фольклорных узорах. Результатом явились имя, фирменный стиль, брендбук и бутылка сложной кристаллической структуры.

Оригинальную форму разработанной в итоге бутылки действительно невозможно не заметить на полке, и она четко несет ключевое сообщение аудитории. Наша группа получила такие бутылочки в подарок.
После окончания презентации в благодарность за теплый прием мы подарили Саймону русский сувенир – буденовку и пошли обследовать офис агентства.

Лондонский офис компании располагается в 2-х больших залах: в одном работают администрация и менеджеры, а во втором - творческие сотрудники. Здесь же сидит и креативный директор. Обстановка очень дружественная, все улыбаются и шутят.

Практически на всех поверхностях офиса стоят упаковки различных продуктов, баночки разных цветов и размеров. Это и понятно, ведь зачастую конечным продуктом агентства является именно упаковка. В переговорной комнате стена увешана большим количеством карандашных эскизов бутылки.
Как и в некоторых российских творческих агентствах, часть сотрудников BM используют фитнес-мячи вместо офисных кресел, что полезно для позвоночника и просто весело.
 
Следующим агентством, которое мы посетили, стал Helen Hamlyn Center – центр дизайн-исследований при Royal College of Art. Ранним утром нас встретил исполнительный директор центра, Рама Гираво (Rama Gheerawo), который рассказал нам, с чего все начиналось, какие методики они используют в работе и какими принципами руководствуются. 

Центр как полноценная исследовательская компания был основан в 1999 году и начал свою работу с изучения проблем и потребностей стареющего населения в целом ряде социальных групп. С момента основания Центром было выполнено около 110 исследовательских проектов общей стоимостью примерно 3 000 000 фунтов стерлингов.

Центр позиционирует себя как исследовательская компания, вносящая свой вклад в улучшение человеческой жизни. Сочетание дизайна, социальной активности, прикладных исследований и образовательных программ – вот в чем заключается область их деятельности. Поддержка стареющего населения, улучшение больниц, укрепление социальных общин – это те области, в которых Центру постоянно удается отличиться.

HHC работает в составе трех научных лабораторий:
  • Возраст и способности: дизайн для более открытого общества, независимо от возраста и способностей.
  • Здоровье и безопасность пациентов: создание безопасных и более качественных услуг здравоохранения.
  • Работа и город: исследования в изменении структуры занятости и городской жизни.
Каждая лаборатория работает с рядом академических и бизнес партнеров, и при финансировании британских исследовательских консульств.


Главный принцип работы Центра – дизайн, ориентированный на человека (People centered design).

В своих исследованиях ННС придерживается такой последовательности действий:
1. Наблюдай
2. Спрашивай
3. Интерпретируй

Рама рассказал нам про разработанную ими методику исследования, которая называется Follow People Around. Исследователи предварительно договариваются с испытуемыми и следуют за ними по городу, наблюдая их взаимодействие с окружающей средой. После этого они расспрашивают их, чтобы понять причины некоторых необычных поступков.

Например, этот метод использовался исследователями Центра при разработке новой системы навигации для лондонского аэропорта Хитроу. В ходе наблюдения было замечено, что некоторые люди необычно часто заходят в туалет. Выяснилось, что делают они это для того, чтобы послушать объявления об их рейсе, так как в общем зале из-за шума их не было слышно. В итоге, именно из таких «необычностей» и собирается материал для дальнейшей работы.

Еще одна интересная исследовательская методика основана на постулате, что разработать успешный и нужный человеку продукт или услугу легче встроившись на какое-то время в сценарий поведения этого человека, иногда намеренно ограничивая свои способности.

Например, как мы можем понять, что чувствует незрячий человек с собакой-поводырем? Насколько это опасно для жизни и сложно? Исследователь надевает непрозрачные очки, берет собаку и выходит в город.

В качестве еще одного примера Рама рассказал о работе с сетью отелей Scandic. Ранее не пользующаяся большим спросом сеть увидела перспективу своего позиционирования как сети отелей для людей с ограниченными возможностями. Проект включал в себя исследование, в котором принимали непосредственное участие сами менеджеры и работники отеля – именно они пробовали себя в роли того, кто плохо слышит, не может видеть или самостоятельно передвигаться. Они садились в инвалидные кресла и передвигались по отелю.

«80% решений о покупке продуктов принимаются женщинами, а область проектирования на 83% состоит из мужчин». Рама Гираво.

Компания Samsung обратилась в Центр с такой настораживающей статистикой: 85% покупателей новых мобильных телефонов разочарованы в покупке. Когда исследователи Центра начали выяснять, в чем дело, они спросили: «Кто пишет вам инструкции для телефонов?» Оказалось, что это два инженера и юрист, который следит за юридической стороной текста. В результате их совместной работы появлялись непонятные запутанные инструкции с большим количеством оговорок.

Для многих людей радость от покупки нового телефона омрачалась именно невозможностью понять, как им пользоваться. Вы достаете аппарат из коробки, пытаетесь разобраться в инструкции и терпите полное фиаско. Если для нас с вами это не такая актуальная проблема, то вспомните ваших пожилых родственников.

Дело в том, что, в отличие от более молодого поколения, уже привыкшего к цифровому миру, пожилые люди используют аналоговую модель обучения в работе с цифровыми девайсами. Решением этой проблемы и предложила заняться HHC компания Samsung.

Исследуемая группа была выделена по таким параметрам: европейцы 60-80 лет, мобильные, выезжающие за границу и интересующиеся цифровыми технологиями.

Опросы одиноких и семейных представителей целевой аудитории были проведены в Осло и в сельской Италии, где были выявлены различные методы обучения. Исследователи приходили в дома пенсионеров и расспрашивали о проблемах, с которыми тем приходилось сталкиваться при взаимодействии с телефонами. После этого делались концепты и прототипы для тестирования.

В итоге исследование показало, что невозможно добиться решения проблемы простым усовершенствованием телефона. Аппараты с большими кнопками, высококонтрастным экраном и крупным читабельным шрифтом уже существовали, но проблема не исчезала.

Значит, область с реальным потенциалом для дизайна была расположена вне самого устройства. Стоило выйти за пределы системы и переключить фокус «out-of-box».

По результатам мозговых штурмов и воркшопов исследователями было выделено два решения:

1. Руководство пользователя в твердом переплете, которое можно хранить на полке в течение всего срока пользования телефоном. Многие пожилые люди часто просят друзей или членов семьи помочь с настройками аппарата, поэтому книга должна имитировать этот процесс, используя разговорный тон, лишенный технологического жаргона и сокращений. С помощью простых графических и текстовых инструкций книга должна шаг за шагом давать советы по настройке и пользованию телефоном, сводя к минимуму шансы на ошибку.

2. Колода карт, которые по шагам взаимодействуют с телефоном. Вы выбираете требуемую функцию в колоде и нажимаете соответствующие карты на телефоне для доступа к этой функции. Карты выступают в качестве ярлыков, что дает возможность пользователям ощущать связь аналоговых карт и функций внутри телефона, не теряясь в сложных меню.

Обе эти идеи являются по-настоящему инновационным способом повышения удобства настройки и использования мобильного телефона и могут иметь выгодные перспективы, зависящие от того, как устройства будут упакованы и представлены потребителям в будущем.

Рама Гираво: «Мы проводили воркшопы, которые проектировали около полутора месяцев, и которые в итоге длились около 4 часов. Мы долго разрабатываем их, так как эти 4 часа очень важны для нас».

В случае с телефонами заказчиком выступала компания с мировой известностью, но бывает и так, что в HHC обращаются компании, которые не могут полностью оплатить дизайн-исследование, и тогда HHC может взять на себя половину расходов. Конечно, такая работа стоит дорого, поэтому этот вариант возможен только при хорошей финансовой поддержке Центра со стороны государства или специализированных институтов, каковым является Royal Academy of Art. 

После презентации мы вручили Раме Гираво наши российские сувениры, а он в ответ презентовал нам некоторые брошюры Центра и проводил нас в студенческую столовую Королевского Колледжа Искусств. Как раз близилось обеденное время. 

Но мы не были бы студентами Британки, если бы после обеда не пробрались в святая святых колледжа, студенческие аудитории, на разведку. В колледже повсюду пропускная система поэтому удалось проскользнуть не везде, но те аудитории, которые мы все-таки увидели, очень напомнили нам нашу любимую Британку.

Большой честью и удачей я считаю тот факт, что нам удалось проникнуть в Design Council, «управляющий центр» британского дизайна. На лекциях в Британке нам много рассказывали о Британском Совете по Дизайну, поэтому визит туда имел для нас особенную ценность.

При входе в здание, где располагается офис Совета, нас встретила витрина, призывающая экономить воду. Как оказалось позднее, это новая инициатива, которая называется Water Design Challenge, проводимая Советом для школьников старших классов и их учителей, которые заинтересованы в использовании дизайна, чтобы сделать экономию воды легким и приятным процессом. Также был выделен призовой фонд 20 000 фунтов стерлингов для помощи школам, в которых были разработаны продукты, услуги или кампании по экономии воды, чтобы они могли воплотить свои проекты в жизнь. «Маленькие изменения – большая разница» - гласит слоган инициативы.

Нас встретила Мил Вукович, управляющая по связям с правительственными организациями. Она приветствовала нас, после чего передала слово своему коллеге Майку Смарту (Mike Smart), дизайн-стратегу Совета. В его функции входит помощь в разработке и применении методов дизайн-мышления и стратегического планирования в проектах Совета.

Майк рассказал нам о задачах, которыми занимается Совет по Дизайну в Великобритании:
1. Организует проекты, которые связаны с глобальными изменениями для всего общества.
2. Помогает людям использовать дизайн в их организациях и бизнесе
3. Распространяет полезные знания о дизайне, помогает специалистам расширить и улучшить дизайнерские навыки

А также о том, чем Совет не занимается:
1. Не создает продуктов сам
2. Не имеет раздутый штат сотрудников
3. Не рекомендует людям, «какой холодильник покупать»

Майк поделился с нами подробностями недавних проектов, которые были проведены Советом. Один из них носил название Design Out Crime. Проект был инициирован Альянсом Дизайна и Технологий Против Преступности (Design & Technology Alliance Against Crime) совместно с Design Council и велся при содействии 10 мировых экспертов из области дизайна, промышленности и правоохранительных органов. В числе участников этого проекта выступил и Helen Hamlyn Center, о котором я рассказала выше.

В ходе анализа статистических данных о преступности под влиянием алкоголя была выявлена высокая опасность получения ранений от разбитого стекла в барах и пабах. Было решено разработать новые стаканы, которые будут способствовать уменьшению травм.

В ходе исследования дизайнеры анализировали уже существующие безопасные стеклянные продукты из других областей промышленности. Например, как изготавливается лобовое стекло автомобиля и можно ли по этой же технологии произвести стаканы? После этого нужно было проанализировать современные материалы и возможности их промышленного употребления в безопасных стаканах. Почему пластиковые автомобильные фары почти не подвержены затиранию, а пластиковые стаканы и кружки становятся непрозрачными так быстро? В то же время, из стеклянного стакана приятнее пить пиво, как утверждали опрошенные завсегдатаи баров и пабов. В числе прочего дизайнеры учитывали и тактильные ощущения от прикосновения к стакану. Ведь тактильные ощущения – это тоже одна из составляющих удовольствия, которое люди получают, приходя в бар. В итоге уточненная задача выглядела так – как создать безопасный стеклянный стакан, не сильно снижая его привлекательные свойства?

В результате были разработаны 2 прототипа, рекомендованные к производству и использованию по всей стране. В первом варианте в стеклянный стакан изнутри помещался специальный крутящийся штырек, с помощью которого по всей внутренней поверхности стакана наносился специальный прорезиненный слой, не влияющий на вкус пива и не ощущающийся тактильно человеком, держащим стакан. Преимущество такого варианта было в том, что этот слой мог наноситься на стакан или кружку любой формы и дизайна.

Второй вариант был позаимствован из автомобильной промышленности – принцип двойного стекла, между слоями которого также был специальный слой, не дающий осколкам разлетаться. Преимуществом такого подхода была более долгая служба стакана по сравнению с первым вариантом, более быстрое мытье, высокое качество и новый привлекательный дизайн самого стакана.

В конце выступления мы получили несколько дизайн-менеджерских советов, которыми с радостью делимся с вами:

1. Думайте не только о создании конкретного продукта или услуги, но и о том, насколько удобно будет пользоваться ими конечному потребителю.
2. Подтверждайте ценность дизайна с помощью цифр и историй.
3. Плотно взаимодействуйте с клиентами в вашей работе (и не только с ними).
4. Работайте с увлеченными творческими людьми, полными энтузиазма (не обязательно с известными именами)*.
*Интересно, что четвертый совет очень близок к принципу подбора сотрудников в Студию Артемия Лебедева, в которой мы были с визитом прямо перед поездкой в Лондон.

После визита в Design Council нам понадобилось разбавить большое количество полезной информации чем-нибудь менее официальным, и мы двинулись обследовать находящийся поблизости от Совета знаменитый рынок Covent Garden. Это место – один из обязательных пунктов в списке маршрутов обычного туриста, что уж говорить про туриста дизайн-менеджерского.

В прошлом Covent Garden был главным фруктовым, овощным и цветочным рынком. В конце прошлого века его отреставрировали и открыли торговый центр Covent Garden Market с множеством торговых рядов, магазинчиков, кофеен и ресторанов. Сегодня Covent Garden – это не просто знаменитый рынок, а целый район Лондона, куда местные жители приходят побродить по магазинам, посидеть за чашечкой кофе, наблюдая за людьми, проходящими между рядами, послушать выступления уличных музыкантов и запастись творческим настроением на целую неделю вперед.

Мы в предвкушении зашли в торговые ряды с дизайнерскими сувенирами и украшениями ручной работы, ювелирно выполненными авторскими открытками из бумаги и всякой другой дизайнерской всячиной, лишь только изредка выныривая к месту нашей встречи, чтобы поделиться информацией об особо интересных местах и похвастаться покупками.

Когда наше любопытство и жажда шопинга были удовлетворены, мы встретились в самом центре рынка, в ресторанном дворике, куда нас всех привлек аромат паэльи. Прямо на свежем воздухе ее готовила симпатичная девушка и продавала, с улыбкой вручая каждому порцию паэльи в бамбуковой тарелочке. На какое-то время мы даже задумались, в Лондоне ли мы до сих пор находимся, или невидимый портал случайно перенес нас в Испанию.

На обратном пути мы обнаружили интересный магазин-мастерскую мягких игрушек Build-A-Bear. Магазин построен по принципу «собери игрушку сам». Вы можете выбрать себе любимца из более чем 30 разных видов собачек, мишек, зайчиков и пр. После этого нужно подобрать своей игрушке подходящий наряд из огромного количества одежды, ассортименту которой позавидует иной магазин одежды для людей. Длинные ряды юбочек, кепок и штанишек прямиком ведут к игрушечной примерочной. В общем, все как у людей.


Процесс сбора и одевания игрушки приводил в восторг не только детей, но и их родителей. Пока я обследовала устройство магазина, обратила внимание на семейную пару с девочкой лет шести. Выбор одежды для игрушки происходил при активном участии всех членов семейства, причем папа девочки излучал даже больше счастья от процесса, чем мама с дочкой. В итоге одежда была выбрана, и все трое довольные двинулись к кассе.

Воскресенье в нашем плотном расписании оказалось неожиданно свободным, а куда же в Лондоне податься в этот день, если не на старый рынок Spitalfields, который знаменит открытиями талантливых дизайнеров из области fashion.

Начинается рынок с нескольких антикварных лавок. Любопытные туристы нескончаемым потоком перетекают из лавки в лавку, почти ничего не покупая. В одной из них я даже встретила в продаже старинные литеры - всего 6-8 фунтов за штуку.

Углубляясь под высокую стеклянную крышу рынка, проходишь сквозь ряд с с предметами творчества современных художников. Понравившуюся картину можно купить. Дальше по периметру расположены несколько авангардных дизайнерских магазинчиков с авторскими предметами интерьера, книгами по дизайну и инфографике, мелочами для кухни. Все вещи и книги настолько интересные и необычные, что от сильного перевеса багажа на обратном пути в Москву спасают только достаточно высокие цены.

В плане одежды этот рынок считается самым передовым и актуальным в Лондоне. Считается, что здесь продается то, что станет модным только через полгода, к тому же цены на вещи вполне доступные. Частенько ранее неизвестные дизайнеры попадают отсюда на подиумы и становятся знаменитыми.

И действительно, глаза разбегаются от изобилия одежды причудливых форм, цветов и сочетаний материалов. Клетчатые гетры на липучках, плоские круглые черно-белые сумки с причудливыми принтами, вязаные жакеты, которые можно одевать вверх ногами. Требуется определенное чутье, чтобы угадать настоящий потенциал в этих вещах, но если угадал – ты в тренде. Причудливые украшения из глины, стекла, кожи, керамики, расписанные вручную кулоны, притягивают взгляд и просятся в руки. Даже скамейки на рынке – дизайнерские.

Между рядами можно ходить бесконечно, постоянно обнаруживая что-то новое. Ощущение такое, как будто пересматриваешь хороший фильм или перечитываешь понравившуюся книгу. Когда силы все-таки кончаются, ноги сами приводят вас к лоткам с разнообразной едой, которая не уступает по оригинальности несъедобным товарам. Взять хотя бы великолепный сыроедный кейтеринг Rainforest Creations с пророщенным диким рисом и нутом, разложенными в деревянные миски, большие вегетарианские роллы с хумусом и свежими салатами на выбор по соседству. Пирожные из манго и банана. Глаза разбегаются, и хочется попробовать все.

У банкоматов рядом с рынком выстраиваются длинные очереди. Кошельки посетителей не выдерживают напора и разнообразия предложений. Те же, кто удовлетворил на сегодня все свои желания, передвигаются вдоль витрин с винтажной одеждой к ближайшей станции метро.

В предпоследний наш день грех было не прогуляться по залитому весенним солнцем Лондону, особенно с учетом того, что сам город за эти дни мы видели только мельком, перемещаясь из агентств в студии и из студий в музеи и арт-галереи. Для заключительной прогулки по городу мы выбрали место с интригующим названием Маленькая Венеция (The Little Venice). Это место знаменито своими яркими лодками-домами, которые припаркованы на протяжении нескольких километров вдоль Гранд Юнион Канала и Риджентс Канала (Grand Union Canal, Regent's Canal). В этих лодках как в обычных домах живут люди. На дверях даже висят почтовые ящики для корреспонденции, в окошках и на крышах лодок стоят домашние растения в горшках. Это место широко используется лондонцами для бега и прогулок с колясками. Вдоль всего канала идет специальная пешеходная дорожка, по которой можно гулять, заглядывая в окошки лодок и наблюдая за жизнью необычных «речных» людей.

В итоге мы получили хороший шанс окунуться в другую культуру, которая по своему развитию пока сильно опережает Россию. Нам удалось узнать об опыте ведущих брендинговых, исследовательских и креативных агентств Великобритании из первых рук. Это дало повод задуматься, почему в Великобритании столько сервисов направлено на улучшение жизни человека, и сравнить с тем, как обстоят дела в нашей стране. И все-таки хочется надеяться, что и в России правительство и бизнес обратят, наконец, внимание на нужды отдельного человека и на улучшение его жизни. И мы со своей стороны будем всячески этому способствовать.



Источник: http://d-management.livejournal.com/9640.html
Автор: Елена Котельникова

Комментариев нет:

Отправить комментарий